УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
См. предыдущую редакцию.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2022 — 2026 ГОДАХ
(наименования акта в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
См. предыдущую редакцию.
В целях формирования знаний и навыков учащихся школ, их воспитания в духе преданности национальным и общечеловеческим ценностям, повышения авторитета профессии учителя и качественного состава педагогов, совершенствования учебников и учебно-методических комплексов на основе современных требований, строительства современных моделей учреждений школьного образования, отвечающих международным стандартам, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли»:
(преамбула в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
См. предыдущую редакцию.
1. Утвердить Национальную программу по развитию школьного образования в 2022 — 2026 годах (далее — Программа развития) согласно приложению № 1.
(пункт 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
2. Определить основными направлениями Программы развития:
полноценное внедрение в школьное образование Национальной учебной программы, разработанной на основе передового международного опыта, а также применение на практике современных учебников, созданных отечественными и зарубежными авторами;
повышение в обществе авторитета профессии учителя, создание благоприятных социальных условий для педагогов и достойное стимулирование их труда;
повышение ответственности учителей за воспитание и обучение молодежи, их требовательности в своем непрерывном профессиональном развитии;
формирование национального кадрового резерва для учреждений общего среднего образования, разработку критериев передового директора школы и образцового учителя, а также проведение на их основе регулярной оценки деятельности руководящих и педагогических кадров;
системную организацию духовно-просветительской работы в учреждениях общего среднего образования, внедрение механизмов непрерывного мониторинга, оценки и прогнозирования в данном направлении, повышение роли семьи, особенно родителей, в образовании и воспитании ребенка;
содержательную организацию свободного времени учащихся, совершенствование системы их профессиональной ориентации;
См. предыдущую редакцию.
усиление интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему дошкольного и школьного образования, а также ускорение процессов инклюзивного образования;
(абзац восьмой пункт 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
См. предыдущую редакцию.
обеспечение осуществления всех процессов обмена данными в общем среднем образовании посредством Единого программного комплекса управления системой дошкольного и школьного образования, расширение спектра оказания электронных государственных услуг в данной сфере;
(абзац девятый пункт 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
доведение коэффициента сменности учреждений общего среднего образования до оптимального уровня, осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта и оснащения школ необходимым инвентарем на основе современных моделей.
3. Принять к сведению, что Министерством народного образования при участии международных и отечественных экспертов разработана Национальная учебная программа и с 2021/2022 учебного года в 1 и 2 классах внедрены 252 наименования новых современных учебников, рабочих тетрадей для учащихся и учебных пособий для педагогов.
См. предыдущую редакцию.
Министерству дошкольного и школьного образования (Х. Умарова) обеспечить:
(абзац второй пункт 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
См. предыдущую редакцию.
а) в срок до 1 сентября 2024 года — полноценное внедрение Национальной учебной программы в образовательный процесс, в том числе до конца 2022 года — разработку учебных пособий, учебников и рабочих тетрадей для 3, 6, 7 и 10 классов, до 2025 года — для других классов;
(подпункта «а» пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
б) посредством специальных информационных систем (S-testing, Onlinedu, Raqamli darsliklar и других):
до конца 2022 года — создание 10 мобильных электронных ресурсов для учебников нового поколения и 100 мультимедийных продуктов;
до 1 сентября 2022 года — обучение учителей 3, 6, 7 и 10 классов на краткосрочных курсах повышения квалификации, разработанных на основе Национальной учебной программы;
в) совершенствование на постоянной основе Национальной учебной программы исходя из выявленных по результатам оценки знаний и навыков педагогических кадров и учащихся пробелов, а также на основе предложений родителей, экспертов и других лиц.
См. предыдущую редакцию.
4. Разрешить государственным учреждениям общего среднего образования по согласованию с Министерством дошкольного и школьного образования внедрять в учебный процесс международно признанные образовательные программы, в том числе вносить изменения в учебные программы в рамках государственных образовательных стандартов и осуществлять выбор учебников (за исключением родного языка, литературы, истории, воспитания и правоведения).
(абзац первый пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
Министерству народного образования (Б. Саидов):
в месячный срок утвердить порядок внедрения международно признанных образовательных программ в учебный процесс государственных учреждений общего среднего образования;
в двухмесячный срок сформировать и разместить на своем официальном веб-сайте перечень международно признанных образовательных программ;
оказывать содействие учреждениям общего среднего образования во внедрении в их учебный процесс международно признанных образовательных программ, в том числе провести переговоры с зарубежными организациями, оказывающими услуги в сфере образования, а также выделить средства, необходимые для приобретения и внедрения в практику программ.
См. предыдущую редакцию.
5. Запретить министерствам и ведомствам (за исключением Министерства дошкольного и школьного образования) инициировать разработку актов законодательства, предусматривающих внесение изменений в учебные планы и программы общего среднего образования, а также введение в школах новых предметов.
(абзац первый пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
Кабинету Министров установить строгий контроль за соблюдением министерствами и ведомствами запрета, предусмотренного настоящим пунктом.
6. Образовать:
национальные центры обучения педагогов новым методикам (далее — Центры педагогики) на базе региональных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования;
Национальный исследовательский институт профессионального развития и обучения педагогов новым методикам имени А. Авлони (далее — Национальный исследовательский институт) на базе Научно-исследовательского института изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони.
Передать Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами (далее — Ташкентский государственный педагогический университет), а также образовательные и научные организации при нем в ведение Министерства народного образования.
Определить Ташкентский государственный педагогический университет ведущим высшим образовательным учреждением по разработке учебных программ педагогического направления.
См. предыдущую редакцию.
7. Одобрить предложение Министерства дошкольного и школьного образования о внедрении в практику обучения педагогических кадров по методикам, основанным на компетенциях и направленным на формирование профессиональных навыков (далее — современные методики).
(абзац первый пункта 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
См. предыдущую редакцию.
Министерству дошкольного и школьного образования (Х. Умарова) совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций (И. Абдурахманов) для внедрения в практику обучения педагогических кадров на основе современных методик:
(абзац второй пункта 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
а) в направлении переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:
до 1 сентября 2022 года — привлечь в Центры педагогики квалифицированных зарубежных специалистов по точным и естественным наукам;
до 1 июля 2022 года — сформировать при Центрах педагогики тренерские группы, состоящие из зарубежных специалистов, квалифицированных работников общих средних, средних специальных, профессиональных, высших образовательных учреждений и Центров педагогики;
до конца 2022 года совместно с тренерскими группами — обеспечить проведение с выездом на места для педагогов в не менее 20 процентах учреждений общего среднего образования учебных занятий и семинаров-тренингов, основанных на современных методиках;
выплачивать тренерам, непосредственно привлеченным к повышению квалификации педагогических кадров, дополнительную надбавку в размере до 100 процентов месячной оплаты труда в зависимости от результатов их деятельности;
до конца 2022 года — внедрить на специальной электронной платформе «Непрерывное профессиональное образование» для учителей школ дополнительные индивидуальные курсы повышения квалификации, проводимые без отрыва от педагогической деятельности;
б) в направлении совершенствования образовательных программ:
принять меры по закупке образовательных программ и учебников, основанных на современных методиках, а также их внедрению в систему общего среднего образования;
до 1 августа 2022 года с привлечением квалифицированных зарубежных специалистов — полностью пересмотреть и усовершенствовать на основе международных требований учебные планы и учебные программы Ташкентского государственного педагогического университета и Центров педагогики;
до 1 сентября 2023 года совместно с Республиканским центром образования и Ташкентским государственным педагогическим университетом — разработать методики, направленные на организацию образовательного процесса на основе Национальной учебной программы, обеспечить внедрение данных методик в общих средних и средних специальных образовательных организациях, профессиональных и высших образовательных учреждениях педагогического профиля, а также Центрах педагогики;
в) в направлении подготовки педагогических кадров:
обеспечить проведение с 2022/2023 учебного года недельных учебных занятий для студентов 2 — 4 курсов, обучающихся по дневной форме обучения в Ташкентском государственном педагогическом университете, в порядке «4+2», в том числе 4 дней — в высшем образовательном учреждении, 2 дней — в учреждениях общего среднего образования, в порядке прохождения практики;
См. предыдущую редакцию.
совместно с Агентством специализированных образовательных учреждений при Министерстве дошкольного и школьного образования — принять меры по организации ознакомительной и квалификационной практики студентов Ташкентского государственного педагогического университета наряду с учреждениями общего среднего образования, также в Президентских, творческих и специализированных школах;
(абзац третий подпункта «в» пункта 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
внедрить в Ташкентском государственном педагогическом университете порядок присвоения основной и дополнительной специальности (квалификации) по направлениям образования бакалавриата с близкими друг другу учебными программами;
в целях повышения научно-исследовательских и профессиональных навыков студентов Ташкентского государственного педагогического университета привлечь к учебным занятиям профильных специалистов и ученых.
Министерству финансов (Т. Ишметов) в срок до конца 2022 года выделить Министерству народного образования средства, необходимые для внедрения в школах практики обучения на основе современных методик.
См. предыдущую редакцию.
8. Министерству дошкольного и школьного образования (Х. Умарова):
(абзац первый пункта 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
См. предыдущую редакцию.
до 1 октября 2023 года — с привлечением уполномоченных международных организаций, оказывающих услуги в сфере образования (далее — уполномоченные международные организации), разработать и внедрить в практику систему оценки уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров по общеобразовательным предметам;
(абзац второй пункта 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
до 1 января 2024 года — провести сертификацию системы оценки уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров по общеобразовательным предметам на соответствие требованиям международных стандартов.
См. предыдущую редакцию.
9. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 сентября 2022 года в учреждениях общего среднего образования системы Министерства дошкольного и школьного образования:
(абзац первый пункта 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
См. предыдущую редакцию.
а) педагогическим кадрам, имеющим сертификат соответствующего уровня по предметам, которые они преподают, выплачивается ежемесячная дополнительная надбавка в следующем порядке:
(абзац первый подпункта «а» пункта 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
педагогическим кадрам, имеющим международно признанный сертификат, — в размере 50 процентов их тарифной ставки;
педагогическим кадрам, имеющим сертификат, полученный в национальной системе оценки, соответствующий требованиям международных стандартов, — в размере 50 процентов их тарифной ставки. При этом соответствие национальной системы оценки требованиям международных стандартов должно быть подтверждено уполномоченными международными организациями;
См. предыдущую редакцию.
педагогическим кадрам, имеющим сертификат, полученный в национальной системе оценки Агентства по оценке знаний и квалификаций при Министерстве высшего образования, науки и инноваций, не соответствующий требованиям, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта, — в размере 20 процентов их тарифной ставки (за исключением сертификатов по иностранному языку);
(абзац четвертый подпункта «а» пункта 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
См. предыдущую редакцию.
б) педагогическим кадрам, имеющим сертификат по иностранному языку, полученный в национальной системе оценки Агентства по оценке знаний и квалификаций при Министерстве высшего образования, науки и инноваций, не соответствующий требованиям, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта, ежемесячная дополнительная надбавка выплачивается:
(абзац первый подпункта «б» пункта 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
до 1 января 2025 года — в размере 50 процентов их тарифной ставки;
с 1 января 2025 года — в размере 20 процентов их тарифной ставки;
в) ежемесячная дополнительная надбавка выплачивается в течение срока действия сертификата, но не более трех лет;
г) педагогическим кадрам, имеющим несколько сертификатов по общеобразовательным предметам, ежемесячная дополнительная надбавка выплачивается по сертификату, предоставляющему право на получение более высокой надбавки.
См. предыдущую редакцию.
Министерству дошкольного и школьного образования (Х. Умарова) по согласованию с Министерством экономики и финансов (Ш. Кудбиев) ежегодно в срок до 1 августа утверждать и обеспечить размещение на своем официальном веб-сайте:
(абзац второй подпункта «г» пункта 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
перечня международных стандартов, которым должна соответствовать национальная система оценки;
перечня уполномоченных международных организаций, оказывающих услуги в сфере образования;
перечня международно признанных и выданных в национальной системе оценки сертификатов (их комбинаций), а также минимальный уровень сертификатов, необходимый для получения ежемесячной надбавки.
См. предыдущую редакцию.
10. Агентству по оценке знаний и квалификаций при Министерстве высшего образования, науки и инноваций (М. Каримов) прекратить практику выдачи справок, предусмотренных постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» и предоставляющих учителям иностранных языков право на получение ежемесячных надбавок в размере 30 и 15 процентов.
(абзац первый пункта 10 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
Определить, что надбавки учителей, получивших справки по иностранному языку в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков», сохраняются в течение срока действия указанных справок.
11. Министерству народного образования (Б. Саидов) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов) в срок до 1 декабря 2022 года внедрить практику проведения оценки знаний и навыков кандидатов на должность директора школы и по результатам выдачи им сертификата менеджера.
Установить, что с 1 января 2023 года:
кандидаты на должность директора школы для получения сертификата менеджера обучаются навыкам работы в коллективе, ведения диалога с родителями, управления, осуществления финансовых расчетов и информационно-коммуникационным технологиям в Национальном исследовательском институте по специальным платным программам;
после обучения кандидатов на должность директора школы Национальным исследовательским институтом проводится оценка их знаний и навыков в сфере управления, по результатам оценки — выдается сертификат менеджера.
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 11 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 11 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2024 года № УП-28 — Национальная база данных законодательства, 06.02.2024 г., № 06/24/28/0099)
См. предыдущую редакцию.
12. В целях дополнительного поощрения педагогов, достигших высоких результатов, а также дальнейшей поддержки деятельности квалифицированных работников образовать при Министерстве дошкольного и школьного образования Фонд министра дошкольного и школьного образования без статуса юридического лица.
(абзац первый пункта 12 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
Кабинету Министров в месячный срок принять правительственное решение о создании Фонда министра народного образования.
Министерству финансов (Т. Ишметов) обеспечить выделение в 2022 году из Государственного бюджета Фонду министра народного образования средств в размере 300 миллиардов сумов.
См. предыдущую редакцию.
13. Повысить с 1 сентября 2022 года размер должностного оклада работников библиотек учреждений общего среднего образования и «Детских библиотек» в системе Министерства дошкольного и школьного образования в 1,2 раза.
(пункт 13 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
См. предыдущую редакцию.
14. Министерству экономики и финансов (Ш. Кудбиев) начиная с 2023 года ежегодно предусматривать в параметрах Государственного бюджета соответствующие средства для покрытия расходов, связанных с реализацией мероприятий, установленных настоящим Указом.
(пункт 14 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
15. Внести изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
16. Министерству народного образования совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
17. Возложить на министра народного образования Б.О. Саидова и министра финансов Т.А. Ишметова персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и советника Президента Республики Узбекистан А.А. Абдувахитова.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
11 мая 2022 г.,
№ УП-134
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Указу Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2022 года № УП-134
См. предыдущую редакцию.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по развитию школьного образования в 2022 — 2026 годах
(наименования приложение № 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
См. предыдущую редакцию.

Мероприятия

Механизмы реализации

Сроки исполнения

Источники финансирования

Ответственные за исполнение

I. Повышение качества образования на основе передового зарубежного опыта

1.

Внедрение в образовательный процесс новой Национальной учебной программы.

1. Утверждение плана создания учебников, рабочих тетрадей и учебных пособий для педагогов в соответствии с Национальной учебной программой.

1 сентября 2022 года

Выделенные для этих целей средства Государственного бюджета и средства Республиканского целевого книжного фонда

Министерство народного образования

(Саидов)

2. Создание учебников, рабочих тетрадей и учебных пособий для педагогов на основе Национальной учебной программы.

На основе утвержденного плана

3. Совершенствование Национальной учебной программы исходя из пробелов, выявленных в результате оценки знаний и навыков педагогических кадров и учащихся, а также на основе предложений родителей, экспертов и других лиц.

Постоянно

2.

Повышение квалификации педагогических кадров на основе новой Национальной учебной программы.

1. Создание специальных контентов для педагогических кадров на основе Национальной учебной программы и их размещение в специальной электронной платформе «Непрерывное профессиональное образование».

1 июля 2022 года

Выделенные для этих целей средства Государственного бюджета

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство высшего и среднего специального образования

(Тошкулов)

2. Поэтапное повышение квалификации преподавателей посредством специальной электронной платформы «Непрерывное профессиональное образование».

Начиная с 2022/2023 учебного года

3.

Формирование школы авторов по созданию учебников нового поколения, организация для них курсов повышения квалификации, а также привлечение иностранных экспертов в данную сферу.

1. Формирование реестра молодых авторов и специалистов, обладающих навыками написания учебников.

1 августа 2022 года

Выделенные для этих целей средства Государственного бюджета, Внебюджетные средства Министерства народного образования, иные источники, не запрещенные законодательством

Министерство народного образования

(Саидов)

2. Отправление молодых авторов и специалистов для стажировки и повышения квалификации в международные организации, осуществляющие изда?ельскую и печатную деятельность.

Начиная с 2022/2023 учебного года

3. Ведение переговоров с иностранными экспертами, привлекаемых для создания и обновления учебных программ, учебно-методических комплексов и учебников, формирование списка данных экспертов.

1 ноября 2022 года

4. Привлечение иностранных экспертов для создания и обновления учебных программ, учебно-методических комплексов и учебников.

Начиная с 1 января 2023 года

4.

Совершенствование деятельности внебюджетного Республиканского целевого книжного фонда при Министерстве народного образования.

1. Внесение в Кабинет Министров проекта правительственного постановления по совершенствованию деятельности внебюджетного Республиканского целевого книжного фонда при Министерстве народного образования.

В проекте постановления предусмотреть порядок формирования и использования средств Фонда, а также определить его основные функции, права и обязанности.

1 августа 2022 года

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство финансов

(Ишметов)

5.

Организация свободной торговли учебников и учебно-методических комплексов учреждений общего среднего образования.

1. Проведение конкурса и определение победителей по изданию и свободной торговли учебников и учебно-методических комплексов, используемых в системе народного образования.

1 сентября 2022 года

Средства инициативных предприятий и издательств

Министерство народного образования

(Саидов),

государственные и негосударственные издательства

2. Организация победителями конкурса свободной торговли учебников и учебно-методических комплексов, используемых в системе народного образования.

Исходя из поступивших предложений

6.

Популяризация передового опыта и современных методик, используемых преподавателями в их деятельности.

1. Разработка и утверждение приказом министра народного образования порядка определения учителей с передовым опытом и применяющих в своей деятельности современные методики.

1 сентября 2022 года

Внебюджетные средства Министерства народного образования

Министерство народного образования

(Саидов)

2. Формирование списка преподавателей с передовым опытом и применяющих в своей деятельности современные методики.

2023 года 1 октябрь

3. Популяризация передового опыта преподавателей, применяющих в своей деятельности современные методики.

Постоянно

7.

Повышение квалификации преподавателей на основе современных методик с привлечением международных и отечественных специалистов.

1. Привлечение в учреждения повышения квалификации системы народного образования квалифицированных иностранных специалистов по иностранным языкам, точным и естественным наукам.

1 сентября 2022 года

Выделенные для этих целей средства Государственного бюджета

Министерство народного образования (Саидов),

Министерство высшего и среднего специального образования

(Тошкулов)

2. Формирование тренерских групп, состоящих из квалифицированных работников учреждений повышения квалификации системы народного образования, общих средних, средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждений, а также зарубежных специалистов.

1 июля 2022 года

3. Обеспечение проведения тренерскими группами с выездом на места в не менее 20 процентах школ оценки знаний и навыков педагогических кадров и по результатам организацию учебных занятий и семинар-тренингов, основанных на передовых методиках и направленных на предотвращение пробелов, выявленных в ходе оценки.

30 декабря 2022 года

4. Утверждение совместного постановления по выплате дополнительной надбавки к заработной плате «тренерским группам» исходя из результатов их деятельности.

1 июля 2022 года

5. Внедрение дополнительных индивидуальных курсов повышения квалификации посредством специальной электронной платформы «Непрерывное профессиональное образование» Министерства народного образования.

с 1 января 2023 года

8.

Пересмотр педагогического рабочего плана и нагрузок преподавателей учреждений общего среднего образования.

1. Изучение педагогического общественного мнения (проведение опроса) по возложению на молодых специалистов (до 5 лет) обязательств по подготовке специальной педагогической карты и учебных разработок в процессе их подготовки к урокам.

1 августа 2022 года

_

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство занятости и трудовых отношений

(Хусанов)

2. Исходя из результатов опроса пересмотрение вопроса изменения в рабочий план и нагрузки преподавателей учреждений общего среднего образования.

1 сентября 2022 года

II. Повышение авторитета профессии учителя в обществе, создание благоприятных социальных условий и достойное стимулирование труда учителей

9.

Освещение деятельности педагогических кадров среди широкой общественности.

1. Разработка медиа-плана по освещению деятельности передовых учителей.

1 июля 2022 года

Министерство народного образования

(Саидов),

Национальная телерадиокомпания

(Хаджаев),

Агентство кинематографии

(Абдухоликов),

Агентство информационных и массовых коммуникаций

(Ходжаев)

2. Создание на основе медиа-плана передач, краткометражных роликов и фильмов, и представление их в средствах массовой информации.

Начиная с 2022/2023 учебного года

3. Создание и популяризация цикла медиа продуктов на базе «Герой нашего времени» Республиканского центра образования.

1 ноября 2022 года

Фонд содействия реформам в сфере народного образования, иные источники, не запрещенные законодательством

4. Разработка социальных видео продуктов и широкое освещение через электронных средств массовой информации.

Постоянно

10.

Ограничение по назначению на руководящие должности в учреждениях общего среднего образования лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности.

1. Анализ имеющихся нормативно-правовых документов и изучение зарубежного опыта по ограничению осуществления трудовой деятельности руководящей должности в системе общего среднего образования.

1 августа 2022 года

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство юстиции

(Давлетов),

Генеральная прокуратура

(Йулдашев),

Верховный суд

(Камилов),

Агентство развития государственных услуг

(Хасанов)

2. Внесений изменений в нормативно-правовые акты по ограничению руководящей должности в сфере народного образования.

При этом, предусмотреть запретить назначение на руководящую должность учреждений общего среднего образования следующих лиц:

лица, с которыми трудовой договор прекращен в связи с их виновными действиями;

лица, ранее осужденные за совершенные умышленные преступления, независимо от меры примененного наказания, погашения или снятия судимости и применения в отношении них акта амнистии или помилования;

лица, совершившие преступления, уголовные дела которых прекращены без решения вопроса о виновности.

1 декабря 2022 года

11.

Запрет на ведение деятельности в учреждениях общего среднего образования лицам, совершивших противозаконные действия по отношению к детям и привлекавшихся к уголовной ответственности.

1. Анализ имеющихся нормативно-правовых актов и зарубежного опыта.

1 декабря 2022 года

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство юстиции

(Давлетов),

Генеральная прокуратура

(Йулдашев),

Олий суд

(Камилов),

Агентство развития государственных услуг

(Хасанов)

2. Внесение предложения в Кабинет Министров по запрету ведения деятельности в учреждениях общего среднего образования лиц, совершивших противозаконные действия по отношению к детям и привлекавшихся к уголовной ответственности.

1 января 2023 года

12.

Определение перечня сертификатов, полученных в системе национальной оценки и приравнённых к ним международно признанных сертификатов.

1. Принятие совместных решений по утверждению перечня сертификатов, полученных в системе национальной оценки и приравнённых к ним международно признанных сертификатов (их комбинации) и соответствующей степени для ежемесячной надбавки.

2. Размещение утвержденного совместного решения на официальном веб-сайте.

Ежегодно до 1 августа

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство финансов

(Ишметов)

13.

Поэтапное внедрение выплаты дополнительных надбавок для педагогов, у которых высоко оценены педагогическое мастерство и эффективная деятельность на основе международных требований.

1. Разработка и утверждение с внутренним нормативным актом систему оценки уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров по общеобразовательным предметам с привлечением уполномоченных международных организаций, оказывающих услугу в сфере образования.

1 августа 2023 года

Средства Министерства народного образования

Министерство народного образования

(Саидов),

Государственная инспекция по контролю качества образования

(Ташкенбаев),

Министерство финансов (Ишметов)

2. Сертификация требованиям международного стандарта систему оценки уровня знаний и профессионального мастерства учителей школы по общеобразовательным предметам.

1 января 2024 года

3. Внесение предложения в Кабинет Министров по повышению надбавок, выплачиваемых педагогическим кадрам, имеющих сертификат соответствующего уровня, полученных в национальной системе оценки, отвечающей требованиям международного стандарта.

1 сентября 2024 года

14.

Совершенствование работ по начальной допризывной подготовке молодежи (далее — НДП)

1. Совершенствование работ по начальной допризывной подготовке молодежи, в том числе внесение предложений в Кабинет Министров по следующим:

повышение военных званий преподавателей по предмету начальной допризывной подготовки в учреждениях общего среднего образования и факультетах военного образования высших образовательных учреждений;

определение единого порядка организации НДП в общих средних, средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях;

определение конкретных механизмов проведения в военных полигонах практических занятий по стрельбе с выпускниками и учащимся образовательных учреждений;

обучение пользованием предметами оружия в рамках НВП;

внедрение единой формы отчетных документов по НДП;

определение механизмов стимулирования педагогов по предметам НДП;

отправка на экскурсии учащихся в военные части и военные образовательные учреждения;

организация выставок военной техники.

1 июля 2022 года

Министерство обороны

(Курбонов),

Национальная гвардия

(Джураев),

Министерство внутренних дел

(Бобожонов),

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство высшего и среднего специального образования

(Тошкулов),

Министерство финансов

(Ишметов)

III. Работа с одарённой молодёжью, содержательная организация свободного времени учащихся, совершенствование системы ориентации их на профессии

15.

Дальнейшее развитие деятельности национальных сборных команд по международным предметным олимпиадам и повышение результативности.

1. Привле?�ние квалифицированных зарубежных специалистов в международные предметные олимпиады учащихся учреждений общего среднего образования.

май — август 2022 года

Выделенные для этих целей средства Государственного бюджета, Внебюджетные средства Министерства народного образования, иные источники, не запрещенные законодательством

Министерство народного образования

(Саидов),

заинтересованные министерства и ведомства

2. Создание специальных методических пособий и заданий по подготовке к олимпиадам учащихся учреждений общего среднего образования.

1 октября 2022 года

3. Организация в сотрудничестве совместных сборов с сборными командами зарубежных стран.

1 июля 2023 года

4. Внедрение практики централизованной подготовки на основе методики международных олимпиад в рамках сезонных учебных сборов, членов национальной сборной команды и внесенных в резерв учащихся в последующий год.

Начиная с 2022/2023 учебного года

16.

Совершенствование деятельности учреждений общего среднего образования, имеющих классы углубленного изучения некоторых предметов.

1. Проведение инвентаризации кадрового потенциала, показателей качества образования и материально-технической базы учреждений общего среднего образования, имеющих классы углубленного изучения некоторых предметов в систему народного образования.

1 октября 2022 года

Министерство народного образования

(Саидов),

Государственный тестовый центр (Каримов),

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

2. Формирование списка учреждений общего среднего образования, имеющих классы углубленного изучения некоторых предметов с достаточным кадровым потенциалом и материально-технической базой, а также достигающих высоких результатов и внесение предложения Администрацию Президента Республики Узбекистан по принятию в них одарённых учеников.

1 ноября 2022 года

17.

Дальнейшая популяризация среди учеников любителей книг.

1. Формирование перечня литературы по мягкому навыку, лидерству, финансам, информационным технологиям, программированию, маркетингу, менежменту, мотивации, социальному медиа маркетингу (SMM), биографии успешных личностей и психологии, рекомендуемых для чтения учеников и закупка их для учреждений общего среднего образования.

1 августа 2023 года

Выделенные для этих целей средства Государственного бюджета

Министерство народного образования

(Саидов),

Агентство информационных и массовых коммуникаций

(Ходжаев),

Агентство по делам молодежи

(Саъдуллаев)

2. Организация по данной литературе викторины по средним межобразовательным учреждениям.

1 октября 2023 года

18.

Внедрение системы поддержки творческих и одарённых учеников.

1. Формирование списка творческих учеников в разрезе учреждений общего среднего образования.

2. Рекомендация издания ученических работ в творческо-культурные вопросы.

3. Поддержка таланта творческих детей и оказание помощи в издании их работ.

Каждый учебный год

Средства исполнителей

Ёзувчилар уюшмаси

(Сайидов),

Министерство народного образования

(Саидов)

19.

Увеличение доли частного сектора в налаживании актуальных кружков в детских школах «Баркамол авлод».

1. Внедрение качестве эксперимента порядка привлечения детей во внешкольные занятия в областях по одному в детских школах «Баркамол авлод» по следующему механизму:

безвозмездное предоставление свободных помещение и площадей детских школ «Баркамол авлод» лицам, мастерам своего дела, независимо от их образования для организации кружков;

свободное определение руководителем кружка стоимости взноса родителей в данных кружках и бесплатное обучение до 20 процентов детей, привлекаемых к кружку (дети семей, зарегистрированных в информационной системе «Единого реестра социальной защиты»);

полная выплата коммунальных расходов, связанных организацией кружков за счет средств Государственного бюджета.

При этом:

для начала деятельности предпринимателям будут созданы необходимые условия директором детской школы «Баркамол авлод»;

предприниматель берет на себя ответственность работ по оснащению и ремонту выданного помещения для кружка, исходя из созданных условий.

Начиная с 2022/2023 учебного года

Выделенные для этих целей средства Государственного бюджета, средства исполнителей

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство финансов

(Ишметов),

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

20.

Создание «Современных лабораторий» в детских школах «Баркамол авлод».

1. Определение в каждом регионе по одной детской школе «Баркамол авлод» со всеми условиями.

1 марта 2023 года

Выделенные для этих целей средства Государственного бюджета

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство занятости и трудовых отношений

(Хусанов),

Министерство финансов

(Ишметов),

Министерство народного образования

(Саидов)

2. Формирование перечня по внедрению современных школ.

1 апреля 2023 года

3. Оснащение по современным профессиям 14 детских школ «Баркамол авлод» по республике и обучение руководителей кружков.

1 сентября 2023 года

21.

Совершенствование деятельности общества физкультуры и спорта Узбекистана «Ёшлик».

1. Утверждение программы мер по совершенствованию деятельности общества физкультуры и спорта Узбекистана «Ёшлик».

При этом предусмотреть:

цифровизацию вступления в члены Общества и уплаты членского взноса;

проведение в учреждениях общего среднего образования церемоний вручения удостоверений о членстве в Обществе в торжественной обстановке;

формирование сборной команды и команды в запасе Министерства народного образования не менее чем по 10 видам спорта, обеспечение участия в различных международных мероприятиях.

1 ноября 2022 года

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство развития спорта

(Икрамов),

Министерство финансов

(Ишметов),

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

2. Реализация программы мер в установленные сроки.

На основе плана

22.

Создание единой электронной платформы по выявлению интереса и способностей учащихся, а также введение для каждого учащегося 5 — 11-х классов электронной «Рабочей тетради».

1. Создание в системе народного образования единой электронной платформы по выявлению интереса и способностей учащихся.

С помощью Платформы:

проведение диагностических тестов по выявлению интереса и способностей учащихся;

предоставление учащимся информации об действующих в республике профессиональных образовательных учреждениях и имеющихся в них направлениях.

1 сентября 2022 года

Внебюджетные средства Министерства народного образования

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций

(Шерматов),

Министерство высшего и среднего специального образования

(Тошкулов),

Министерство занятости и трудовых отношений

(Хусанов)

2. Разработка посредством формирования Экспертной группы (при необходимости, привлечение зарубежных экспертов) электронной «Рабочей тетради», способствующей профессиональной ориентации учащихся, развитию их профессиональных интересов, осознанному и самостоятельному выбору своей профессии в будущем.

1 октября 2022 года

3. Введение «Рабочей тетради» путем создания для каждого учащегося 5 — 11-х классов электронного личного кабинета.

1 февраля 2023 года

23.

Организация агитационно-пропагандистской работы по привлечению учащихся школ в профессиональные образовательные учреждения.

1.В целях дальнейшего повышения интереса учащихся к профессии организация месячника открытого диалога «Профессия и молодежь» и в его рамках:

привлечение крупных предприятий, организаций и образовательных учреждений;

организация ярмарок труда;

проведение встреч с представителями профессий, достигших высоких результатов в своей деятельности.

2. Широкое освещение мероприятий в средствах массовой информации.

Ежегодно апрель-май

Министерство занятости и трудовых отношений

(Хусанов),

Агентство по делам молодежи

(Саъдуллаев),

Министерство высшего и среднего специального образования

(Тошкулов),

Министерство народного образования

(Саидов),

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

IV. Совершенствование системы образования для детей с особыми образовательными потребностями и расширение процессов инклюзивного образования

24.

Повышение потенциала педагогических кадров и специалистов специализированных школ и школ-интернатов для детей с особыми образовательными потребностями.

1. Создание системы повышения квалификации педагогических кадров и специалистов специализированных школ и школ-интернатов для детей с особыми образовательным� потребностями.

Начиная с 2022/2023 учебного года

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство высшего и среднего специального образования

(Тошкулов)

2. Организация на регулярной основе семинаров-тренингов для педагогов на тему «Работа с детьми с особыми образовательными потребностями».

Постоянно

25.

Разработка методических рекомендаций для родителей по вопросам образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

1. Разработка методических рекомендаций для родителей детей с особыми образовательными потребностями по соответствующим направлениям.

1 декабря 2022 года

Выделенные для этих целей средства Государственного бюджета, Внебюджетные средства Министерства народного образования, иные средства, не запрещенные актами законодательства

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций

(Шерматов)

2. Издание методических рекомендаций и широкая пропаганда в средствах массовой информации.

Постоянно

3. Рассылка рекомендаций родителям детей с особыми образовательными потребностями.

Постоянно

26.

Развитие рынка издания печатной продукции (книг) на шрифте Брайля.

1. Формирование Рабочей группы для разработки соответствующих предложений по вопросу освобождения от таможенных пошлин при ввозе на территорию Республики Узбекистан оборудования и оснащения, связанного с подготовкой и изданием книг (художественной литературы, учебников, учебных пособий) на шрифте Брайля, бумажной продукции, предназначенной для использования шрифта Брайля, а также предоставления налоговых льгот издательствам, занимающимся изданием книг (художественной литературы, учебников, учебных пособий) на шрифте Брайля.

1 июля 2022 года

Министерство народного образования

(Саидов),

Агентство информации и массовых коммуникаций

(Ходжаев)

2. Разработка соответствующих предложений и внесение их в Кабинет Министров.

1 ноября 2022 года

3. Исходя из поручения, при необходимости — разработка и внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта.

1 февраля 2023 года

27.

Совершенствование воспитательно-нравственной работы Республиканских учебно-воспитательных учреждениях для мальчиков и девочек.

1. Утверждение совместных мер по формированию трудовых навыков и способности самостоятельного творческого мышления у учащихся, воспитывающихся в Республиканских учебно-воспитательных учреждениях для мальчиков и девочек, их профессиональной ориентации и эффективной организации свободного времени.

При этом предусмотреть:

направление выпускников 9 — 11-х классов на поступление в учреждения среднего специального и высшего образования, в «Темурбеклар мактаби», Академию Министерства внутренних дел и Университет общественной безопасности, а также на прохождение срочной военной службы;

содействие трудоустройству выпускников 11-х классов, не поступивших в учреждения профессионального ?�и высшего образования, в организациях системы (Служба охраны, Охрана общественного порядка, кинология и другие);

направление выпускников 9 — 11-х классов, желающих овладеть профессией, в моноцентры «Ишга мархамат», центры и пункты обучения профессии.

1 октября 2022 года

Национальная гвардия

(Джураев),

Министерство внутренних дел

(Бобожонов),

Министерство народного образования

(Саидов)

V. Цифровизация системы образования

28.

Разработка информационных систем и электронных образовательных ресурсов (контента) по цифровизации образования.

1. Организация работ по обогащению интерактивных виртуальных образовательных платформ (SmartLand, Edumarket и другие) контентом в целях формирования у учащихся знаний и навыков посредством образовательных игр.

Постоянно

Внебюджетные средства Министерства народного образования, иные источники, не запрещенные актами законодательства

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций

(Шерматов)

2. Разработка научно-популярных короткометражных анимационных видеороликов (Edukids) для учащихся учреждений общего среднего образования.

Постоянно

3. Разработка платформы и мобильных приложений, направленных на обучение учащейся молодежи узбекскому языку. При этом:

разработка методики обучения узбекскому языку по международным стандартам языкового обучения;

разработка мобильного приложения, предназначенного для обучения узбекскому языку в направлении письма, чтения, заслушивания и разговора, а также обогащение на постоянной основе контентами и тестами.

1 марта 2023 года

29.

Направление учащихся в современные профессии посредством широкого внедрения среди них проекта «Один миллион программист».

1. Подготовка учителей по предмету «Информатика и информационные технологии» в качестве тренеров в рамках проекта «Один миллион программист».

1 декабря 2022 года

Внебюджетные средства Министерства народного образования, иные источники, не запрещенные актами законодательства

Министерство народного образования

(Саидов),

Ахборот технологиялари ва коммуникацияларини ривожлантириш вазирлиги

(Шерматов)

2. Широкое привлечение учащихся к проекту с помощью тренеров.

Постоянно

3. Налаживание системы стимулирования учителей, ведущих достойную деятельность.

Постоянно

30.

Внедрение системы «Безопасная школа» в целях обеспечения безопасности территории учреждений общего среднего образования, постоянного мониторинга посещаемости учащихся.

1. Выявление источников финансирования, связанных с установкой в учреждениях общего среднего образования камер видеонаблюдения и систем биометрической идентификации в рамках проекта «Безопасная школа».

1 авг?ста 2022 года

Выделенные на эти цели средства Государственного бюджета, Внебюджетные средства Министерства народного образования, иные источники, не запрещенные актами законодательства

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования

(Саидов),

Ички ишлар вазирлиги

(Бобожонов),

Миллий гвардия

(Джураев),

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций

(Шерматов)

2. Внедрение проекта «Безопасная школа» в не менее 130 учреждениях общего среднего образования.

1 января 2024 года

3. Поэтапное внедрение проекта «Безопасная школа» во всех учреждениях общего среднего образования.

1 сентября 2025 года

31.

Поэтапное внедрение Единого программного комплекса управления системы народного образования (далее — Единый программный комплекс управления).

1. Запуск Единого программного комплекса управления.

1 октября 2023 года

Министерство народного образования

(Саидов)

2. Предоставление нижеследующих сведений об учащихся, учителях и работниках системы, сформированных в информационных системах и базах данных заинтересованных министерств и ведомств, в режиме реального времени в Единый программный комплекс управления посредством межведомственной интеграционной платформы системы «Электронное правительство» на постоянной основе:

1 декабря 2022 года

2.1. Сведения о рождении учащихся;

Министерство юстиции

(Давлетов)

2.2. Сведения о трудовой деятельности учителей и работников;

Министерство занятости и трудовых отношений

(Хусанов)

2.3. Сведения об обучении в учреждениях высшего, профессионального и среднего специального образования;

Министерство высшего и среднего специального образования

(Тошкулов)

2.4. Сведения о сертификатах квалификационной категории учителей;

Государственная инспекция по надзору за качеством образования

(Ташкенбаев)

2.5. Сведения о сертификатах, выданных учителям по предмету «иностранный язык».

Государственный центр тестирования

(Каримов)

3. Поэтапное задействование модуля расчета заработной платы и приравненных к ней выплат и его интеграция с информационными системами Министерства финансов.

1 августа 2022 года

Министерство финансов

(Ишметов),

Министерство народного образования

(Саидов)

4. Разработка модуля личного кабинета учителей и создание в нем возможности ознакомления с:

документами о получении высшего, профессиона?ь�ого и среднего специального образования;

квалификационными категориями;

международно признанными и национальными сертификатами;

закрепленными классами и урочными часами;

сведениями о ежемесячной заработной плате и другими.

1 сентября 2022 года

Министерство народного образования

(Саидов)

32.

Расширение сети оказания государственных услуг в сфере народного образования.

1. Внедрение государственных услуг по выдаче дубликата официального государственного документа об общем среднем образовании.

1 июля 2022 года

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций

(Шерматов),

Министерство юстиции

(Давлетов),

Министерство финансов

(Ишметов)

2. Введение государственной услуги по приему детей в государственные учреждения общего среднего образования, а также переводу учащихся из одного учреждения общего среднего образования в другое учреждение общего среднего образования.

1 августа 2022 года

3. Внедрение государственной услуги по приему заявлений для приема детей иностранных граждан и лиц без гражданства в учреждения общего среднего образования.

1 ноября 2022 года

4. Внедрение государственной услуги по приему заявлений для приема экзаменов в порядке экстерната.

1 февраля 2023 года

33.

Внедрение информационной системы «Электрон шаходатнома» («Электронный аттестат») для выпускников учреждений общего среднего образования.

1. Разработка и утверждение технических заданий информационной системы «Электрон шаходатнома».

1 сентября 2022 года

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций

(Шерматов)

2. Создание информационной системы «Электрон шаходатнома».

1 ноября 2022 года

3. Проведение опытной апробации информационной системы «Электрон шаходатнома».

1 февраля 2023 года

4. Внедрение информационной системы «Электрон шаходатнома» в деятельности всех учреждений общего среднего образования.

1 мая 2023 года

VI. Укрепление материально-технической базы и улучшение инфраструктуры учреждений общего среднего образования

34.

Обеспечение учреждений общего среднего образования первичным спортивным инвертарем.

1. Ежегодная разработка адресной программы обеспечения и оснащения учреждений общего среднего образования первичным спортивным инвертарем.

2. Выделение средств, требуемых на основании адресной программы, закупка спортивного инвентаря и доставка учреждениям общего среднего образования.

Начиная с 2023 года, ежегодно

Средства Государственного бюджета

Министерство дошкольного и школьного образования (Умарова), Министерство молодежной политики и спорта
(Икрамов), Министерство экономики и финансов (Кудбиев),

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента

35.

Укрепление материально-технической базы кабинетов и улучшение состояния учебных площадок по предмету «Допризывная начальная подготовка» учреждений общего среднего образования.

1. Проведение инвентаризации имеющихся кабинетов и учебных площадок по предмету «Допризывная начальная подготовка».

1 июня 2022 года

Средства местного бюджета

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство обороны

(Курбанов),

Министерство народного образования

(Саидов)

2. Поэтапное оснащение кабинетов и учебных площадок по предмету «Допризывная начальная подготовка», материально-техническая база и состояние которых по результатам инвентаризации признаны неудовлетворительными.

2023 — 2025 годы

36.

Снос неиспользуемых и аварийных зданий и сооружений в учреждениях, подведомственных Министерству народного образования, а также благоустройство их территорий.

1. Создание Рабочей группы в составе представителей Министерства народного образования, Агентства по управлению государственными активами, Министерства строительства, Министерства внутренних дел и органов власти на местах.

1 июня 2022 года

Фонд содействия реформам в сфере народного образования

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования

(Саидов),

Агентство по управлению государственными активами

(Ортиков),

Министерство строительства

(Зокиров),

Министерство внутренних дел

(Бобожонов)

2. Проведение Рабочей группой инвентаризации неиспользуемых и аварийных зданий и сооружений в учреждениях, подведомственных Министерству народного образования, а также формирование по ее результатам адресного перечня.

1 июля 2022 года

3. Снос в установленном порядке зданий и сооружений, включенных в адресный перечень, благоустройство прилегающей территории.

1 октября 2022 года

37.

Улучшение материально-технической базы оздоровительных лагерей в системе Министерства народного образования.

1. Проведение инвентаризации оздоровительных лагерей.

Июль-август 2022 года

Министерство народного образования

(Саидов),

Министерство финансов

(Ишметов),

Министерство экономического развития и сокращения бедности

(Бобоев),

Федерация профсоюзов Узбекистана

(Рафиков), заинтересованные министерства и ведомства

2. Исходя из результатов инвентаризации, внесение предложения в Кабинет Министров об улучшении материально-технической базы лагерей.

1 декабря 2022 года

38.

Подключение «Детских библиотек» и библиотек учреждений общего среднего образования к системе «Электронная библиотека».

1. Утверждение плана-графика «Детских библиотек» и библиотек учреждений общего среднего образования, подключаемых к системе «Электронная библиотека».

2. На основе плана-графика поэтапное оснащение «Детских библиотек» и библиотек учреждений общего среднего образования для подключения к системе «Электронная библиотека».

3. Организация краткосрочной учебы работников «Детских библиотек» и библиотек учреждений общего среднего образования по использованию «Электронной платформы ведения учета библиотечного книжного фонда и читателей».

В течение 2023 — 2026 годов

Средства местного бюджета

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования

(Саидов)

39.

Обеспечение учреждений общего среднего образования печатными изданиями.

Осуществление подписки учреждений общего среднего образования к печатным изданиям только в направлении народного образования, в частности на газеты «Маърифат», «Учитель Узбекистана», «Тонг юлдузи», «Класс!», журналы «Халқ таълими», «Til va adabiyot ta’limi», «Бошланғич таълим», «Ғунча», «Гулхан».

Постоянно

В рамках средств, выделенных для подписки учреждениям общего среднего образования

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования

(Саидов)

(приложение № 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 12 июня 2023 года № УП-92 — Национальная база данных законодательства, 13.06.2023 г., № 06/23/92/0366)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Указу Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2022 года № УП-134
Изменения, вносимые в некоторые указы Президента Республики Узбекистан
1. Пункт 7 Указа Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 1993 года № УП-555 «О мерах поощрения учащейся молодежи Узбекистана» признать утратившим силу.
2. В приложении № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года № УП-5712 «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года»:
а) в подпункте «и» пункта 8:
абзац пятый исключить;
абзац шестой считать абзацем пятым;
б) текст приложения к Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года изложить в следующей редакции:
«ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года

Наименование показателей

Единица измерения

По годам

Результаты, достигаемые до 2030 года*

Ответственные министерства и ведомства

2022

2023

2024

2025

I. Повышение эффективности содержания образования и улучшение качественного состава кадров

1.

Позиция Узбекистана в международной программе оценки PISA.

Позиция в международной программе

70

30

Государственная инспекция по надзору за качеством образования, Министерство народного образования

2.

Учителя иностранных языков, имеющие по иностранному (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский, арабский, китайский, японский, корейский, турецкий) языку международно признанный сертификат уровня не ниже В2 или приравненный к нему национальный сертификат.

В процентах

(всего по отношению к количеству учителей иностранных языков)

10%

21%

31%

40%

100%

Министерство народного образования, Государственный центр тестирования

3.

Учителя с высшим образованием среди учителей в общеобразовательных школах.

В процентах

(всего по отношению к количеству учителей)

90%

91,5%

93%

95%

100%

Министерство народного образования, Министерство высшего и среднего специального образования

4.

Учителя высшей категории среди учителей в общеобразовательных школах.

В процентах

(всего по отношению к количеству учителей)

5%

6%

6,5%

7%

10%

Министерство народного образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования

5.

Учителя первой категории среди учителей в общеобразовательных школах.

В процентах

(всего по отношению к количеству учителей)

15%

16%

18%

20%

25%

Министерство народного образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования

6.

Учителя, имеющие соответствующую категорию, среди учителей в общеобразовательных школах.

В процентах

(всего по отношению к количеству учителей)

50%

55%

62%

67%

80%

Министерство народного образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования

7.

Соотношение количества учащихся в общеобразовательных школах из расчета на одного учителя.

Средняя численность учащихся

12

12

11

11

10

Министерство народного образования, Министерство финансов

8.

Педагоги, прошедшие учебные курсы по обучению предметам STEAM (естественные науки, технология, инжиниринг, дизайн и математика).

В процентах

(по отношению к количеству учителей предметов по естественным и точным наукам)

10%

15%

20%

50%

Министерство народного образования

II. Повышение статуса учителя в обществе

9.

Награждение работников, осуществляющих деятельность в системе народного образования, государственными и отраслевыми наградами.

Количество награждаемых

1 100

1 200

1 400

1 500

2 000

Министерство народного образования

III. Улучшение материально-технической базы общеобразовательных школ, усиление конкуренции в системе народного образования

10.

Общеобразовательные школы, достигнувшие уровня «современной школы».

В процентах

(всего по отношению к количеству школ)

5%

10%

17%

20%

50%

Министерство народного образования

11.

Количество образуемых негосударственных общеобразовательных учреждений, в том числе на основе государственно-частного партнерства.

Количество негосударственных общеобразовательных учреждений

72

100

180

237

500

Министерство народного образования

12.

Переход общеобразовательных школ к обучению учащихся в одну смену.

Процент односменных школ

(по отношению к общему количеству школ)

40%

43%

48%

50%

60%

Министерство народного образования, Министерство экономического развития и сокращения бедности, Министерство финансов

13.

Количество общеобразовательных учреждений, материально-техническая база которых улучшена.

В процентах

(по отношению к общему количеству школ)

25%

30%

35%

40%

100%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство финансов, Министерство строительства, Министерство народного образования

14.

Количество общеобразовательных учреждений с исправной системой отопления.

В процентах

(по отношению к общему количеству школ)

100%

100%

100%

100%

100%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования

15.

Обеспечение общеобразовательных школ чистой питьевой водой (бесперебойное обеспечение источником воды школ с привозной водой).

Процент школ, имеющих постоянный источник водоснабжения

(по отношению к общему количеству школ)

80%

85%

95%

100%

100%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования

IV. Внедрение в практику пяти инициатив, включающих в себя комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для образования и воспитания молодежи

Первая инициатива — широкое привлечение молодежи в учреждения культуры и искусства

16.

Организация актовых залов в общеобразовательных школах либо приспособление под них пустующих помещений и их оснащение.

Процент школ, оснащенных актовыми залами

(по отношению к общему количеству школ)

80%

80,5%

81%

82%

85%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования

17.

Организация молодежных театров-студий в общеобразовательных школах.

В процентах

(по отношению к общему количеству школ)

30%

32%

34%

35%

40%

Министерство народного образования, Министерство культуры

18.

Привлечение учащихся в молодежные театры-студии.

В процентах

(по отношению к общему количеству учащихся)

3%

3,5%

3,8%

4%

4,5%

Министерство народного образования, Министерство культуры

19.

Привлечение учащихся общеобразовательных школ в кружки по искусству.

В процентах

(по отношению к общему количеству школ)

10%

15%

20%

25%

30%

Министерство народного образования, Министерство культуры

20.

Организация творческих групп хора в общеобразовательных школах в целях развития культуры музыки.

Процент учащихся-участников

(от общего количества учащихся)

2%

2,1%

2,3%

2,5%

3%

Министерство народного образования, Министерство культуры

21.

Развитие внутреннего туризма среди учащихся — организация путешествий под девизом «Ўзбекистон бўйлаб саёҳат қил!».

В процентах

(по отношению к общему количеству учащихся)

2%

2,1%

2,3%

2,5%

2,5%

Министерство народного образования, Министерство туризма и культурного наследия

Вторая инициатива — привлечение молодежи к занятиям физической культурой и спортом

22.

Строительство спортивных залов в общеобразовательных школах.

Процент школ, оснащенных спортивным залом

(по отношению к общему числу школ)

85%

85,2%

85,7%

86%

88%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство финансов, Министерство народного образования, Министерство развития спорта

23.

Обеспечение общеобразовательных школ спортивным инвентарем и обновление морально устаревшего спортивного оборудования.

В процентах

(по отношению к общему числу школ)

15%

20%

25%

30%

40%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство развития спорта, Министерство финансов, Министерство народного образования

24.

Привлечение учащихся общеобразовательных школ к регулярным занятиям спортом.

В процентах

(по отношению к общему количеству учащихся)

20%

21%

22%

23%

25%

Министерство народного образования, Министерство развития спорта

Третья инициатива — эффективное использование в молодежной среде информационно-коммуникационных технологий и Интернета

25.

Подключение общеобразовательных школ к широкополосной сети Интернет.

В процентах

(по отношению к общему числу школ)

100%

100%

100%

100%

100%

Мининфоком, Министерство народного образования

26.

Обеспечение современными компьютерами и обновление имеющейся морально устаревшей компьютерной техники.

В процентах

(по отношению к количеству компьютерных классов с наличием потребности)

30%

40%

50%

60%

100%

Министерство народного образования, Министерство финансов, Мининвествнешторг

27.

Доля современных кружков по робототехнике, информационным технологиям и программированию во внешкольных общеобразовательных учреждениях.

В процентах

(по отношению к общему количеству кружков)

3%

6%

9%

10%

15%

Министерство народного образования, Мининфоком

28.

Внедрение информационной системы управления народным образованием (ERP).

В процентах

(по отношению к общему количеству школ)

50%

70%

90%

100%

100%

Министерство народного образования

29.

Количество общеобразовательных учреждений, осуществляющих прием в первые классы через Единый портал интерактивных государственных услуг.

Количество общеобразовательных учреждений

500

700

900

1 000

5 000

Министерство народного образования, Мининфоком

30.

Внедрение в общеобразовательных школах информационной системы «Электронный дневник».

В процентах

(по отношению к общему количеству школ)

60%

75%

90%

100%

100%

Министерство народного образования

31.

Внедрение Единого электронного аппаратно-программного комплекса контроля посещаемости учащихся в общеобразовательных школах.

В процентах

(по отношению к общему количеству школ)

5%

8%

10%

30%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство финансов, Министерство народного образования

Четвертая инициатива — повышение духовности молодежи, широкая пропаганда чтения в молодежной среде

32.

Организация библиотек в общеобразовательных школах.

В процентах

(по отношению к общему количеству школ)

100%

100%

100%

100%

100%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования

33.

Обеспечение библиотек общеобразовательных школ художественной литературой на латинской графике.

В процентах

(по отношению к общему количеству учащихся)

30%

31%

34%

35%

40%

Министерство народного образования, Агентство информации и массовых коммуникаций, Союз писателей Узбекистана

34.

Количество постоянных читателей в библиотеках общеобразовательных школ.

В процентах

(по отношению к общему количеству учащихся)

60%

61%

62%

63%

65%

Министерство народного образования

35.

Издание произведений-шедевров узбекской классической и мировой литературы (200 наименований) в виде аудиокниг.

В процентах

40%

60%

80%

100%

100%

Союз писателей Узбекистана, Министерство народного образования

Пятая инициатива — привлечение учащихся девушек к социально активной жизни

36.

Оснащение учебных кабинетов по направлению «Швейное дело» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.

Комплект учебного кабинета

636

821

1054

1 286

1 950

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования, Министерство финансов

37.

Привлечение учащихся девушек к кружкам по направлению «Швейное дело», «Кулинария» и «Кондитерское дело» в общеобразовательных школах.

В процентах

(по отношению к общему числу учащихся девушек)

8%

8,5%

9%

10%

12%

Министерство народного образования

38.

Оснащение учебных кабинетов по направлению «Кулинария» и «Кондитерское дело» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.

Комплект учебного кабинета

245

368

557

615

815

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования

39.

Привлечение учащихся девушек к направлениям «Кулинария» и «Кондитерское дело».

В процентах

(по отношению к общему числу учащихся девушек)

7,7%

8%

9%

10%

13,5%

Министерство народного образования

40.

Оснащение учебных кабинетов по направлениям «Парикмахер» и «Косметолог» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.

Комплект учебного кабинета

102

132

185

227

370

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования

41.

Привлечение учащихся девушек к направлениям «Парикмахерское дело» и «Косметология».

В процентах

(по отношению к общему числу учащихся девушек)

4,4%

5%

7%

7,8%

10,8%

Министерство народного образования

Примечания:
1) в случае достижения целевого показателя 100% до 2030 года настоящий целевой показатель сохраняется и в последующие годы;
2) государственные органы в рамках своих полномочий оказывают практическое содействие в достижении вышеуказанных целевых показателей».
3. В Указе Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № УП-6079 «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан — 2030» и мерах по ее эффективной реализации»:
а) позиции 15 приложений №№ 2, 3, 8, 9, 10, 11, 12 и 14 исключить;
б) позицию 17 приложения № 5 исключить;
в) позицию 16 приложения № 13 исключить.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2023 года № УП-79 — Национальная база данных законодательства, 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302)
5. В Указе Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года № УП-6099 «О мерах по широкому внедрению здорового образа жизни и дальнейшему развитию массового спорта»:
а) пункт 17 признать утратившим силу;
б) позицию 10 приложения № 1 исключить.
6. Позицию 9 приложения № 4 к Указу Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2021 года № УП-6269 «О мерах по совершенствованию инфраструктуры оказания государственных услуг и расширению доступа населения к государственным услугам» исключить.

(Национальная база данных законодательства, 11.05.2022 г., № 06/22/134/0407; 31.05.2023 г., № 06/23/79/0302; 13.06.2023 г., № 06/23/92/0366; 06.02.2024 г., № 06/24/28/0099)